ПРАКТИЧЕСКАЯ ОНТОПСИХОЛОГИЯ: МЕЛОЛИСТИКА И МЕЛОДАНС

Тело человека – это точка, откуда человек существует. Это язык, на котором мы говорим с собой и с миром.

 

Почему сейчас такой огромный рынок «здорового образа жизни»? Предлагается множество программ физической активности: дыхательные техники, восточные практики, танцы, борьба, фитнес, бег. У человека все больше актуализируется запрос «здоровья» и хорошего самочувствия.

 

Тело словно автомобиль, если ты не следишь за ним, не ухаживаешь, вовремя не ремонтируешь, то в какой то момент, он даст сбой, полетит одна деталь, другая, и потом в самый нужный момент не поедет так быстро, как хотелось бы, или не заведется.

 

Современный homo sapience много думает, решая ежедневно огромное количество задач, просчитывая в уме все варианты, ограничивая свое восприятие средствами «головы». Человек забывает о теле, о возможностях этой основы, био-радара всего организма.

 

Большое значение, которое придается спорту, объясняется недостатком ритмичности в повседневной деятельности человека. Люди двигаются механически, говорят монотонно, без ритма, интонации, а иногда и без смысла. В каждом из нас заложен свой внутренний порядок, ритм, скорость реакции, способ проявления вовне. Даже во время сна или отдыха тело не прекращает движение.

 

Сердце бьется, кровеносные сосуды расширяются и сужаются, процесс дыхания продолжается непрерывно, никогда не прекращается клеточная активность. Эти непроизвольные действия обладают свойством ритмичности, которая варьируется в соответствии со степенью возбуждения всего организма и отдельных его частей. Различные ритмы сочетаются друг с другом, и отдельные движения объединяются в плавном потоке, создавая спонтанную подвижность целого организма.

 

Ритмы, управляющие жизнью, являются неотъемлемой ее частью: есть время для работы и время для отдыха, время шутить и время быть серьезными, время быть вместе и время быть в одиночестве.

 

Танец и познание

 

Танец – это одна из возможностей ритмического движения, он менее механистичен, чем другие спортивные занятия, более интересен для молодежи, и в танце есть душа.

 

Современные программы презентуют танцы не только как искусство красиво двигаться, но все больше говорят о пользе танца: «он прекрасно способствует развитию координации движений, хорошей осанке и красивой походке, дыхательной системе организма. Занятия танцами помогают избавиться от регулярных простудных заболеваний, продлевают жизнь, способствуют поддержанию общего тонуса, позволяют сохранять работоспособность и оптимизм, в процессе занятий можно узнать и о своих психологических особенностях».

 

В древности считалось, что люди танцуют от того, что боги дергают их за веревочки, привязанные к рукам и ногам. Танец возник как средство общения первобытных людей, как способ передачи жизненно важной информации, опыта. Копируя движения животных, первобытные люди пытались проникнуть в их душевное состояние, понять их "суть", чтобы более успешно охотиться.

Танец был инструментом практического познания, духовной практикой. Психологию первобытных танцев составляли магия и ритуал. Движения всегда были направлены, имели определенную цель. Танец выступал как средство приведения себя в специфическое, отличное от бытового состояние восприятия реальности (метафизический аспект).

 

Всякий танец у древних знаменовал связь человека с универсумом, космическими энергиями, необходимыми для проживания важных, этапных событий в его жизни: рождение - вступление во взрослую жизнь - вступление в брак - рождение детей - охота - война - смерть.

 

Движения имели свой сакральный смысл. В охотничьих плясках мужчины тренировали свою наблюдательность, учились выслеживать зверя, чувствовать его, маскироваться. В танце происходила психологическая и физическая подготовка, обучение, что способствовало результативности охоты.

 

Платон в «Диалогах», описывая происхождение танца, проводит параллель между человеком и животным. Он говорит, что молодое животное не может оставаться в состоянии покоя, прыгает с видимым удовольствием, беспрерывно волнуется, как бы желая реализовать избыток своих сил. Точно так же и человек действует подобно животному, с той только разницей, что в силу данного ему богами преимущества над животными, производит движения осмысленно, подчиняя их ритму и гармонии (танец – как освобождение от негативных эмоций).

 

Музыка и порядок

 

Одновременно развивалась и музыка. Сначала в форме пения, затем при помощи изобретаемых инструментов. Музыка проявляла ритм, благодаря которому создавался порядок.

 

Музыка всегда имела фундаментальное значение как средство излечения, оздоровления. У первобытных народов танцы и песнопения служили средством изгнания злых духов.

Древние греки считали, что музыка и музыкальные инструменты были дарованы богами и обладали сверхъестественной силой. Итак, уже в древности музыка считалась посланием экзистенциального совершенства.

 

Платон и Аристотель изучали эффекты, производимые музыкой на человека: состояния экстаза, умиротворенности или неконтролируемых эмоциональных состояний. Сократ, полагал, что некоторые слишком разнузданные мелодии наносят вред здоровью, поскольку располагают человека к неуемному веселью неестественным образом.

 

С появлением академической психологической науки в XVIII веке предпринимались попытки «измерить» воздействие музыки и пения на человека. Подтверждением музыкального воздействия, однако, всегда служит субъективный, порой бессознательный опыт, проживаемый конкретным индивидом, и поэтому так сложно его выявить и описать.

 

Музыка формализует энергию и движет ею. Это энергия универсума сокровенная в каждом человеке. Музыкальные ритмы задают движение любого организма: почему бы не познать и не изучить эти ритмы, начав с поиска в собственном теле?

 

Онтопсихология и ритмы жизни

 

Онтопсихология — это наука, которая не только учит, но которая «делает» и «создает». Онтопсихология разработала свой метод и специальные инструменты: один из них это музыкотерапия.

 

Онтопсихологическая музыкотерапия, как и вся онтопсихология, родилась из опыта.

«Я заметил, что во время исполнения мною музыки, присутствующие начинали испытывать кинестетическое удовольствие, творческое воодушевление, чувство внутреннего благополучия», - пишет Антонио Менегетти.

 

Профессор Менегетти основывает Школу музыкотерапии в 1971 году, и дает этому направлению новое название - «мелолистика», чтобы уточнить онтопсихологический подход, который направлен на развитие креативности человека-лидера, усиление его способностей и возможностей во всех сферах деятельности: работе, дружбе, любви. Мелолистика родилась как введение и научение гармоничному здоровью собственного тела.

 

Мелолистика, как инструмент, была представлена научной общественности:

 

  • 1986 год (Рим) – Круглый стол в рамках XI Международного конгресса по онтопсихологии на тему: «Музыкотерапия: Перевоспитание или кинестика?». Кинестика как красота движения.
  • 4 апреля 1992г – Первый Конгресс по Музыкотерапии «Музыкотерапия, здоровье и воспитание Европейского сообщества» (Великобритания, Кэмбридж), где собралось более 275 участников из разных стран, не только Европы, но и стран Латинской Америки, США, Австралии.
  • 19-23 июля 1993гг – VII Мировой Конгресс по Музыкотерапии и I Конгресс Мирового Союза Музыкотерапии (Испания). Онтопсихологическая Школа выступила с Конференцией-дискурсом по вопросам телесности с точки зрения онтопсихологии: музыкотерапия и психотерапия, феноменология музыки и музыкотерапии, движение в музыкотерапии, понятие ИЗО природы.

 

Была создана Школа формирования мелолистов (Scuola di Formazione Professionale in Musicoterapia Ontopsicologica) – 4-х годичный курс, состоящий из теоретических лекций по истории музыки, музыкальной педагогики и музыкотерапии, общей психологии, психологии развития. Углубленное изучение онтопсихологического мировоззрения, общее описание инструментов онтопсихологии и ее применения, динамики группы, языка тела и др. Практическая часть: освоение игры на перкуссионных инструментах, практическое обучение способам восприятия семантического поля, практика прочтения языка тела, практика и дидактика мелолистики, годичная стажировка. Психологическая часть: онтопсихологическое консультирование аутентификации. По окончании курса кандидат оценивался посредством экзамена.

 

Другой практикой психотелесного совершенствования, используемой в онтопсихологии, является мелоданс – спонтанный танец, который исполняется под любую старинную или современную музыку. Это интуитивное исполнение, позволяющее вернуться к собственному природному ритму. Музыка пробуждает ритм, уже существующий внутри.

 

Основное отличие мелоданса от мелолистики: танцевальные движения выполняются с открытыми глазами, сочетаются или чередуются с ритмом, задаваемым ударными инструментами. Другое отличие касается социализирующей функции. В мелолистике любой человек, танцуя вместе с другими, сконцентрирован на себе (глаза закрыты), а в мелодансе – большую роль играет группа: она привносит оживление, вовлекает. Музыка становится поводом для своего танца среди других без умственных схем: действительно, в мелодансе танцуют всем телом, постоянно получая удовольствие. В другие моменты мелоданс сопровождается звучанием ударных инструментов (барабан и другие перкуссионные инструменты), чтобы воспроизвести танцующим ритм диафрагмы. Таким образом, незаметно происходит насыщение энергией и в конце занятий не ощущается усталости, хотя танец продолжался достаточно долго.

 

Мелоданс – как камертон, инструмент который позволяет настроить себя на индивидуальную чистоту, он делает нас сильнее, звонче, радостней и вносит жизнь!